Данный тематический фотовыпуск, посвященный появлению трамвайного движения в Иваново, основан на материалах цифрового архива Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина. В 2008 году ивановский трамвай окончательно прекратил свое существование. Если в 1990-х годах закатывая асфальтом трамвайные рельсы, их только консервировали, то в этом году трамвай полностью исчез с улиц Иваново. И, похоже, навсегда. Причин для того, чтобы ликвидировать трамвайное движение в городе было несколько. Это и перегруженность городских магистралей транспортом (хотя, после ликвидации трамвая, ситуация вряд ли изменилась кардинально), и значительная изношенность трамвайного парка, и неспособность трамвая конкурировать с другими видами общественного транспорта. Но данный тематический выпуск не о печальном конце пути Ивановского трамвая. Выпуск посвящен времени его создания, порыву и энтузиазму жителей города как можно быстрее создать свой – Ивановский трамвай. Подробнее...

01. Подготовка к укладке
трамвайных путей. Иваново. Весна 1934 г.
02. Рельсы и шпалы
для трамвайных путей. Иваново. Весна 1934 г.
03. Строительство трамвайных путей
в районе Ивановского почтамта. Иваново. 1934 г.
04. Подготовка дорожного полотна
для прокладки трамвайных путей в районе современного проспекта Ленина. Иваново. 1934 г.
05. Строительство трамвайных путей
в районе Ивановского почтамта. Иваново. 1934 г.
06. Подготовка дорожного полотна
для прокладки трамвайных путей в районе современного проспекта Ленина. Иваново. 1934 г.
07. Трамвайные пути на «Бимовской горке».
Иваново. 1934 г.
08. Установка опор контактной сети
в направлении Меланжевого комбината. Иваново. 1934 г.
09. Монтаж трамвайных путей
в районе Станционной. Иваново. 1934 г.
10. Монтаж трамвайных путей
в районе Ивановского почтамта. Иваново. 1934 г.
11. Монтаж трамвайных путей
в районе современной пл. Революции. Иваново. 1934 г.
12. Монтаж трамвайных путей
в районе современной пл. Революции. Иваново. 1934 г.
13. Монтаж контактной сети
в районе Станционной. Иваново. 1934 г.
14. Монтаж контактной сети
трамвайных путей. Иваново. 1934 г.
15. Трамвайный вагон 3-го маршрута.
Иваново. Середина 1930-х гг.
16. Трамвайный вагон 3-го маршрута.
Иваново. Середина 1930-х гг.
17. Трамвайный вагон 4-го маршрута
в районе Большой Воробьевской. Иваново. Середина 1930-х гг.
18. Трамвайный вагон 1-го маршрута
в районе современного проспект Ленина. Иваново. Середина 1930-х гг.
19. Трамвайный вагон 1-го маршрута
в районе современного проспект Ленина. Иваново. Середина 1930-х гг.
20. Трамвайный вагон 1-го маршрута
в районе современной пл. Революции. Иваново. Середина 1930-х гг.
21. Трамвайный вагон 2-го маршрута.
Иваново. Середина 1930-х гг.
22. Трамвайный вагон. Иваново.
Середина 1930-х гг.
23. Торжественный пуск трамвая.
Ноябрь. 1934 г.
24. Торжественный пуск трамвая.
Ноябрь. 1934 г.


« Ивановский трамвай. Начало пути ». Подробнее ...
Одно из первых упоминаний о попытке создания трамвайного движения в Иваново-Вознесенске относится к 1901 году. Тогда на имя городского головы поступило прошение от предпринимателя и учредителя Акционерного Общества Кишиневского и Николаевского трамваев Михаила Романовича из города Моршанска Тамбовской губернии. В прошении содержалась просьба о выдаче концессии на сооружение и эксплуатацию трамвайного предприятия. Но эта попытка организации трамвайного движения, как и последующая, в 1911 году, оказались безуспешными. В 1926 году Иваново-вознесенский горсовет предложил известному в то время знатоку трамвайного строительства инженеру В.Радцигу выполнить необходимые проектные работы. В мае 1926 года Радциг известил руководство города о своем согласии и предложил привлечь к проектированию и строительству трамвая других специалистов, имевших опыт подобной работы в Воронеже и Баку. В августе 1926 года на заседании секции коммунального хозяйства горсовета обсуждался вопрос «О выборе направления грузовой и пассажирской линии трамвая» и было принято решение о необходимости начала проектирования первой линии трамвая. Но к строительству трамвайных путей приступили лишь через 8 лет. На повестке дня более насущным оказалось решение других проблем – строительство водопровода для города, строительство жилья для стремительно увеличивающегося населения Иваново-Вознесенска. Необходимость организации нового вида транспорта была обусловлена потребностью решения острой проблемы - перевозки населения города, численность которого к 1934 году превысила 200 тысяч человек. До этого транспортное обслуживание в городе осуществлялось лишь несколькими автобусами. Маршруты автобусов проходили только по центру города, в то время как на окраинах Иваново-Вознесенска начинают создаваться новые предприятия, требующие решения проблемы доставки рабочей силы. Возникла необходимость связи промышленной зоны с жилыми районами, центром и вокзалом. Весной 1934 года городской совет принимает решение о строительстве и открытии в городе трамвайного движения. Главными экономическими аргументами в пользу строительства трамвая в те годы была меньшая, чем у автобусов, себестоимость перевозок, большие расходы на строительство городских дорог для автобусов. Строительство трамвайных коммуникаций было передано в ведение дорожного сектора горкомхоза, который сразу приступил к подготовке необходимого строительного материала и вербовке рабочей силы. На строительство первой очереди потребовалось 22 тысячи шпал, 1 тысяча тонн рельсов, 10 тонн медного провода, 1 тонна кабелей, 20 трамвайных вагонов и оборудование для подстанции мощностью в 600 киловатт. Проект предполагалось осуществить в три очереди. Первая - предусматривала строительство путей на участке от ж/д вокзала до Меланжевого комбината, от Рабочего поселка до Почтамта и депо. Протяженность путей первой очереди должна была составить 19 километров. Вторая очередь предполагала организацию трамвайного сообщения в 1935 году по улице Бубнова, так в начале 1930-х годов назывался современный проспект Ф. Энгельса, до фабрики «Красная Талка». В 1936 году планировалось выполнить работы третьей очереди: строительство путей протяженностью 10 километров – от улицы Почтовой по улице Б. Воробьевской и от улицы Станционная до парка им. Степанова. Процессу по организации и началу строительства трамвайных путей предшествовала огромная работа по подготовке площадок и трасс. Был произведен снос ряда строений, реконструирован ряд проездов, выполнена засыпка оврагов, распланирована трасса. Как видно из представленных в фотовыпуске фотографий, большие объемы земляных работ были выполнены у горсовета, в Сосневе, в районе площади Пушкина. Руководил строительством всех сооружений Максименко Михаил Харлампиевич и главный инженер Жиделев Николай Иванович. Строительство трамвайных путей началось в мае 1934 года, сразу же после праздников. Основание для путей было шпально-песчаным, за исключением 400-х сот метрового отрезка на Бимовской горе, что хорошо на представленных в подборке фотографиях. На этом участке пути были уложены на бетонном основании. Две трети путей, проходящих по непроезжим улицам, оставались открытыми. Лишь одна треть одиночного пути была замощена булыжным камнем. Строительство стало по-настоящему общим делом для всех ивановцев. Город жил (как грустно звучат эти слова сегодня) мыслью как можно быстрее стать еще одним трамвайным центром страны. Трамвай был объявлен народной стройкой. Значительная часть работ была выполнена бесплатно, во время субботников и воскресников. Для этого предприятия и учебные заведения города постоянно направляли людей на строительные работы. Ход работ регулярно освещали газеты и радио. Торжественный пуск трамваев был приурочен к 17-й годовщине Октябрьской революции. Право участия в первой поездке было предоставлено депутатам городского Совета и лучшим строителям. 5 ноября газета «Рабочий край» опубликовала статью «Трамвай построен». Когда первый трамвай отправился в путь – за трамваем побежали и молодые, и старые, и дети, - вспоминала одна из первых водителей Лида Денисова. Первая молодежная бригада водителей трамвая обучалась в Ярославле. В качестве главных критериев отбора кандидатов были отменное здоровье, хорошее зрение, слух и рост не менее 156 сантиметров. На комиссию, которая должна была отобрать 40 кандидатов, пришли 500 человек. Из них и отобрали 43 будущих водителя первых трамваев. В состав автотрамвайного управления, кроме депо, сооружений пути, вошли 10 моторных вагонов Мытищинского завода серии «Х» и 15 прицепных вагонов серии «М». Выпуск вагонов этих серий начался ещё до революции. Это были двухосные бестележечные вагоны, которые являлись одними из самых малогабаритных и наименее вместительных из всех вагонов, выпускавшихся в стране. Вагон имел 26 мест для сидения при максимальной вместительности 64 человека. Максимальная скорость движения вагона составляла 40 км/ч. Вагон, пассажирский салон которого не имел отопления, был изготовлен из дерева. В морозную погоду водителю выдавался кусок мыла для натирания стекол «от замораживания». В 1939 году были получены еще 5 поездов, изготовленных Усть-Катавским заводом, после чего парк ивановских трамваев не пополнялся до 1949 года.

В выпуске использованы материалы издания:
Ивановский трамвай. 70 лет с городом, Иваново, 2004.

Зам. по науке ИГИКМ Орлов Д.Л.
Дизайн, верстка - Ю.Разин


 

Фото-
коллекция.

Премьера
2008 год
тематический
выпуск №11